Подпишись на Rss


Психология зрелости и старения



В рубрике : Психология

Психология зрелости и старенияКак известно, зрелость характеризуется такими признаками, как «расцвет личности», «вершина пути», «пик интеллектуальных возможностей», «время масштабных достижений», «обобщение опыта», а также способностью привнести этот опыт в свою жизнь. Зрелость охватывает наиболее длительный период, границы которого размыты, и согласно международной классификации, психология зрелости и старения обозначает 20-летний возраст, как начало данного диапазона, рубежи в 55, 60 лет — как возможное его завершение, и максимальное значение на этой шкале, по распространенным демографическими стандартам — отметкой в 75 лет.

Этап зрелости насыщен возрастными кризисами, влекущих за собой переосмысление ценностей, оценку пройденного пути и своих возможностей самореализации на оставшуюся часть жизни, осознание новых мотивов. Наиболее значимый кризис приходится на период 35-40 лет, когда чаще всего происходит сравнение достижений с ожиданиями юности. Многие себя спросят: «зачем я это делаю?», «во что верю?», «мой ли это путь?», что заставляет осознать и сократить расхождение между иллюзиями и реальностью, внося необходимые коррективы в курс жизни. И если с 20 до 30 лет можно выглядеть «многообещающим» специалистом, то начиная с сорока, актуальным становится «исполнение обещаний», уходит время туманных перспектив. Стимулом развития на этапе зрелости является стремление состояться в семейной сфере, профессиональной, творческой. Ощущение полноты жизни, появление смысла в связи с осуществляемой деятельностью, удовлетворение от приложенных усилий — это признаки, которые психология зрелости и старения соотносит с атрибутами успешного развития личности. Результатом переоценки ценностей у переживших кризис является глубинное обновление, сохранение живости и повышение активности, что так важно для самореализации в последующие годы.

Старость — это сложное социологическое и биопсихологическое явление, связанное со снижением социальной значимости, возрастанием уязвимости физиологических функций, усугублением психических функций, включающих сосредоточение внимания, объем восприятия, скорость психомоторных реакций. Негативные эмоциональные переживания по этому поводу в различной степени зависят от личных качеств и психологической подготовленности индивида (его представлений о протекании старости), от занимаемой в жизни позиции, от трудовой деятельности, осуществляемой в предшествующие годы. Альтернативным вариантом привычной деятельности, во избежание болезненного перелома, в этот период может быть избран один из облегченных ее видов или вариант, ограниченный по времени. Умственные способности человека с возрастом не могут характеризоваться однозначно: к примеру, с ухудшением кратковременной памяти появляется более глубокая осведомленность и гибкость относительно систематизации понятий, активизируются дремлющие ранее способности и опыт, как основание для того, чтобы переживать «творческую кульминацию» еще не раз, ведь не случайно мир гениальных открытий насчитывает большое число знаменитостей почтенного возраста.

В помощь пациентам пожилого возраста, которым свойственно прошлое представлять более реальным и длительным по сравнению с будущим, психология зрелости и старения призвана сконцентрировать усилия в направлении таких задач, как адекватное восприятие старения и психофизиологических изменений, рациональное использование времени и планирование деятельности в последующие годы, отождествление личности с новой ролевой позицией, осмысление прожитых лет, обретение внутренней целостности.




Комментировать